О критериях чистоты тела во времена Людовика XIV

Как осуществлялась гигиена тела во времена «короля-солнце»? Какие критерии чистоты существовали в 16-18 веках? Мылись только чтобы предаться плотским утехам? Европа утопала в грязи — правда или миф?
«Парилку» посещали при зубной и глазной боли или чтобы предаться плотским утехам, а дезодоранты варили из стеблей корицы. Автор изучает отношение европейцев времён Людовика XIV (1638–1715) к банным процедурам: кому могли простить грязное нижнее бельё, почему врачи не советовали отмокать в ванне и что являлось мерилом чистоты у богачей Нового времени.

— Мылся ли Людовик XIV?
— Как осуществлялась гигиена тела во времена «короля-солнце»?
— Какие критерии чистоты существовали в 16-18 веках?
— Европа утопала в грязи — правда или миф?
— А Россия утопала или Бог миловал?

Ну со средневековыми банями понятно более-менее. Огромное количество гравюр, картин изображают сцены купания, мытья в банях и ваннах. И в каждом средневековом городе было множество бань. Я рассказывала о средневековых банщиках, организованных в профессиональные гильдии.

Поэтому на средних веках останавливаться не буду. А что же было позднее — в новое время (16-18 века)?

Уменьшение числа общественных бань в Европе в 16-17 века вовсе НЕ означало, что люди перестали следить за чистотой тела. Но в каждую эпоху понятие и критерии чистоты тела были разными, основывающиеся на знаниях тогдашней медицины. Так что судить их надо не с высоты 21 века, а влезть в их шкуру и понять их с позиций тогдашних знаний о гигиене и медицине, которые на тот момент были сами новыми и прогрессивными. Не стоит смотреть с высока на живших тогда людей. Каждый из нас, живи он в те времена, поступал бы точно так же.

Смотреть «свысока» на средние века и новое время стало модным в конце 18-го и в 19 веке, когда было сделано много научных открытий, что улучшило качество жизни людей и снизило смертность.

В XVII веке в Париже было значительно меньше бань, чем в средние века. Но они были. Адресная книга Парижа за 1692 год говорит, что на улице Rue Saint-André des Arts, например, имеется женская баня. В Страссбурге в то же время было официально зарегистрированы 4 бани (вместо полутора десятка сотней лет раньше). Большинство бань служило лечебным целям. При описании быта страссбургских торговцев автор Martin в своём дневнике за 1637 год упоминает факт, что они ходят в городскую «парилку» при зубной боли, простуде и воспалённых глазах.

За французской королевой Изабеллой Баварской (Изабо́) в 15 веке возили из замка в замок перевозную парилку, она без неё не могла. Как часто она в ней парилась, трудно сказать.

Принцип парилки — пар поступает из расположенного под парилкой котла с кипящей водой.

Мобильная парилка размером поменьше, но принцип тот же.

Эти немногие оставшиеся бани посещались в основном состоятельными людьми и аристократами. Не с целью совершить гигиенические процедуры, а скорее с целью понежитьcя и предаться плотским утехам.

К минимальной обязательной ежедневной гигиене в 16-18 веках относилось умывание рук, лица и ног. Водой. И чем холоднее, тем лучше. Этому учили с детства. За обеденным столом у знати стояли плошки с душистой водой и полотенца — чтобы перед едой сполоснуть руки. Но, как во все времена, люди были более чистоплотные и менее чистоплотные.

Рот споласкивали водой, а зубы чистили деревянными палочками. В Европе зубная щётка появилась в 50-х годах XVI века. Уже в 1728 г. знаменитый французский врач Фошар в руководстве по зубоврачеванию указывал о применении зубной щётки из щетины. Для усиления очищающего действия зубной щётки издавна применяли различные порошки: пепел, поваренную соль. Конечно, зубы у многих были плохие.

Официальная медицина 16-17 веков придерживалась взглядов, что вода «размягчает» тело и «внедряется» в поры кожи, занося туда различные «яды» извне. И частое принимание ванн с целю очищения тела В ЦЕЛОМ не советовалось. Новорождённых младенцев советовали не купать, а натирать маслами, чтобы «поры закупоривались». Но ванны всё равно принимали, не слушая медиков. Не так часто, может, как сейчас, но принимали. Не случайно художники тех времен любили изображать полуодетых красавиц в ваннах.

Ну неужели кто-то наивно предполагает, что французским (и прочим) королям было всё равно, помылась их любовница перед любовными утехами или нет?

Во дворце Фонтенбло у короля Франсуа I была купальня, состоявшая из нескольких роскошных покоев. Частью купальни был Сосновый Грот (La grotte des Pins), сохранившийся до наших дней. К купальне примыкали апартаменты герцогини д’Этамп (1508-1552) — фаворитки короля. Ему нравилось наблюдать через тайное окошко за плавающей в гроте обнажённой красавицей, прежде чем присоединиться к ней.

Правда, исключения делались для ванн с лечебными целями, а также «паровых ванн», смысл которых заключался в том, чтобы «плохие и ядовитые соки» с пОтом выходили из тела.

О критериях чистоты тела

Что касается гигиены интимных органов, то всем нам знакомо слово «биде» и предмет, который оно обозначает. И как явно видно из этого слова, оно не какого-нибудь, а именно французского происхождения. И не случайно — Bidet / биде изобрели и впервые стали применять во Франции в 17 веке.

В переводе это слово обозначает «маленькая лошадка», потому что первые биде были действительно похожи на маленьких лошадок.

Советы для английской леди в 17 веке: “For stench under arm — holes, first pluck away the hairs of the armhole and wash them well with white wine and rosewater wherein you have boiled Cassia lignum” / «Чтобы устранить запах из подмышек, выщипи там волосы, прокипяти белое вино, розовую воду и стебли корицы и вымой подмышки хорошенько, используя эту жидкость» (Hannah Woolley, The Accomplish’d Ladies Delight, 1684).

Конечно, это не соответствует нынешним представлениям о гигиене. Но для тех времен это было вполне нормально.

Сэмюэл Пипс (Samuel Pepys, 1633 −1703), автор знаменитых «Лондонских дневников», привык «вытираться насухо до чистоты». Но его молодая жена француженка-гугенотка Элизабет, регулярно посещавшая общественную баню, не пустила его в супружескую постель, поставив условие принять ванну. “She refused to let him into the marriage bed until he had washed. After holding out for three days, he finally relented and bathed in hot water” (Emily Cockayne «Hubbub: Filth, Noise, & Stench in England» page 60).

Да, люди были с разной степенью чистоплотности — как во все времена (помните, как Чичиков морщился от «амбре» своего слуги Петрушки?).

Почему так презрительно говорят о прусском короле Фридрихе Великом, который на старости лет (в конце 18 века) впал в деменцию и отказался мыться и менять рубашку? Деменция во все времена это деменция! Разве вы не знаете таких дементных стариков в 21 веке? При прусском дворе гигиене тела уделялось большое внимание. Отец Фридриха, «король-солдат» Фридрих Вильгельм драил себя мылом каждый день — но обычным мылом, он не любил парфюмированное мыло «для баб и неженок». А сестра Фридриха Вильгельмина отметила в дневнике, что от невесты кронпринца «дурно пахнет».

Вода в 17 веке служила для демонстрации могущества. Из Франции по всему миру пошла новая мода — фонтаны. Самые шикарные фонтаны были, конечно, в Версале. На их содержание тратились огромные средства. Они воплощали торжество и власть «короля-солнце». На личную гигиену столько воды не выливалось.

А что же Людовик XIV, который якобы «никогда не мылся и смердел»? Откуда этот миф? Приводятся какие-то псевдо-цитаты, источника которых никто не знает.

Герцог Сен-Симон описывает, что тело короля по утрам растирали лосьоном из роз и затем насухо полотенцем и меняли рубашку. Один из слуг умывал королю руки смесью воды и вина. Людвиг XIV полностью менял гардероб 3-4 раза в день — после охоты, после прогулки, после бала. И каждый раз ему подавали свежее бельё и растирали его с головы до пят спиртовым лосьоном из роз или лаванды. Таким образом, он был одним из самых чистых людей СВОЕЙ ЭПОХИ.

И ванны Людовик XIV принимал. Но он в них… не мылся, а принимал их с лечебными целями, с целью расслабиться, а также для интимных встреч с фаворитками… Его подданные старались копировать его во всём. При Людовике XIV в Версале было около 100 мобильных ванн. Король не разрешал устанавливать в Версале стационарные ванны. Исключением был он сам. У него единственного в Версале была стационарная мраморная ванна.

Как записано в «медицинской карточке» короля-солнца Людовика XIV, ему прописывали ванны, чтобы «пополнить запас жидкости в организме» после многократного кровопускания или клистера (как мы помним, в те времена это были излюбленные терапии у врачей). Летом Людовик любил купаться в реке.

Среди французской верхушки принята была ежедневная гигиена тела с помощью растирания спиртосодержащими парфюмированными лосьонами. У кого не было денег на лосьоны, те обтирались влажным полотенцем. И пользовались ушатами, бадьями, тазами, то есть мылись по частям.

(Я вспоминаю, что и в венских императорских апартаментах ванн я тоже не видела, кроме ванны императрицы Сисcи. Но совершенно точно известно, что её муж Франц Иосиф не любил излишеств и мылся в «походной» переносной ванне. Каждое утро приходил «банщик», намыливал его и затем обливал водой из кувшина — готово). Правда, это уже был 19 век. Но я к тому, что отсутствие стационарных ванн это не признак, что обитатели дома/дворца не мылись.

Бельё — символ чистоты.

Критерием чистоты тела в 16-17/начале 18 века была степень белизны белья. Именно чистое белоснежное бельё символизировало чистоту тела индивидуума.

Считалось, что бельё как губка, впитывает выделения тела. Кто читал романы или свидельства этой эпохи, наверное, заметил, что там часто упоминаются, что знатным и богатым невестам давали в приданое «десять дюжин сорочек тончайшего батиста», «8 ларцов рубашек из фламандского кружева», «четыре рулона муслина для белья»… Первая мысль читателя: зачем ей одной столько? А затем, что в высших кругах бельё принято было менять ежедневно. По крайней мере так предписывали приличия.

Чем состоятельнее был человек, тем чаще он менял бельё и тем больше смен белья у него было. Также смена белья была мерой борьбы против вшей и блох. Считалось, что вши и блохи кормятся выделениями человеческого тела. Значит, бельё надо менять почаще. Вспотел — смени бельё.

Смена белья являлась гигиенической процедурой, сухим «омовением» тела. Белоснежное бельё считалось признаком чистоты и чистоплотности человека.

На бельё тратились большие деньги. Роскошные кружевные манжеты и воротники с жабо выставлялись напоказ из-под камзола. И заметьте — на портретах 17 века у знати не видно рубашек другого цвета кроме белого! Белоснежность — признак чистоты.

Манжеты настолько большие, что почти полностью закрывали кисти рук. Кружевами обшивали не только рубашки, даже мужские сапоги были часто украшены дорогими кружевными вставками.

Ванны Людовик ХIII и его жена Анна Австрийская (которых в фильме про мушкетёров играли О. Табаков и А. Фрейндлих) принимали часто. В Лувре (резиденция французских королей до Версаля) у них были свои банные апартаменты — с парилками, бассейнами, комнатами для отдыха. Покои Анны Австрйиской в Лувре сохранились, а вот купальня нет. Многое было уничтожено и разграблено за годы Французской Революции — и апартаменты, и замки (Бастилия), и предметы интерьера, да и сами тела многих умерших монархов были выкопаны и выставлены на всеобщее обозрение. Вторично их хоронили массово в «братской» могиле, не разбирая кто где.

Архитекторы 15-17 века, которые планировали ванные и бассейны, копировали древнеримского архитектора Витрувия (да, да, это имя имеет прямое отношение к «витрувианскому человеку» Леонардо да Винчи).

Технология производства тонкого белья куда сложнее, чем верхней одежды. Тонкое бельё стоило дорого, его могли себе позволить только состоятельные. А бельё с фламандскими и генуэзскими кружевами было по карману только верхушке. Низы носили или грубое бельё или вообще не носили.

Несколько конкретных примеров, показывающих, насколько важную роль играло белье в личной гигиене.

Когда в 1648 году в Париже начались антиправительственные восстания (Fronde), королева Анна Австрийская (1601-1666) с малолетними сыновьями и придворными бежала в Сан-Жермен. Но бежать пришлось впопыхах, оставив все личные вещи, в том числе и ларцы с бельём. Королева и её придворные дамы очень страдали от невозможности сменить белье. Анна писала: «У меня не было сменного белья. Мою единственную ночную рубашку стирали днём, а дневную — ночью» Ей пришлось ждать 10 дней, пока вернулись слуги, посланные в Париж за бельём и сумевшие пробраться через занятые парижскими повстанцами районы.

Писатель Мишель Монтень (1533 — 1592): «Я не могу выносить запах своего собственного пота. Я не могу отказаться от смены рубашки, как не могу отказаться от других таких же важных для меня вещей — перчаток, умывания по утрам и после еды, балдахина над моей кроватью».

Подчеркну — речь идет об эпохе Людовика XIV — то есть до 1715 года. При правлении его правнука Людовика XV (годы правления 1715-1774) понятия о гигиене тела стали меняться, и в моду стали входить ванны.

А расцвет мыловарения в Европе ещё со средних веков? Именно французское и итальянское мыло считалось самым качественным в Европе. Посмотрите статистику производства мыла, начиная со средних веков — для кого варили дорогое душистое мыло, если все были «грязнулями»? Причем варили в промышленных масштабах! Не для бедняков же!

Людовик XIV, любящий роскошь, очень заинтересовался мыловарением и пригласил ко двору мыловаров из Марселя и Генуи. Постепенно мыловарение переросло в промышленную отрасль, французское мыло считалось очень качественным и роскошным продуктом, ведь в нём использовались только самые высококачественные эфирные масла.

А армии прачек Парижа? Для кого они стирали бельё? На Сене в 16-17-х веках плавало около сотки лодок-прачечных, владельцы которых имели разрешение властей заниматься стиркой. Стирать на реке вне этих лодок было строго запрещено.

В Версале была своя огромная команда прачек. В самом королевском дворце Версаль нельзя было размещать прачечные, поэтому они находились в окрестностях города Версаль. Известно имя личной прачки Людовика XIV — Marguerite Néret, которая со своей дочкой Катрин стирала нижнее бельё монарха. На первом этаже Hôtel du gouvernement они занимали два рабочих помещения, в одном из которых стояли котлы для замачивания белья в щелоке. Ослепительно белоснежным бельё получалось после стирки его в щелоке, причём только от высококачественной древесной золы (и волосы так можно мыть). Жили прачки в квартирке над прачечной. Крахмалил воротники Его Величества специальный «крахмальщик».

Часто на форумах пишут всякую чушь, мол люди в грязной Европе замуровывали себя в подвалы, оставляя лишь небольшое окошко, через которое им подавали пищу. Так и сидели там, годами и не мылись. Во-первых, не в подвалах посреди города, а в кельях монастырей, ведь никакой владелец городского дома не терпел бы годами такого «квартиранта-халявщика». А во-вторых, это были не просто люди, а монахи, а это такой люд, нам их не понять… И примеры религиозных фанатиков были везде:

— Афонские монахи или тибетские отшельники тоже не моются. Схимники умываются только росой. Максимум.
— Блаженная Пелагея Дивеевская (1809–1884) — ходила всегда босиком, не мылась, не стригла ногтей.
— Блаженная Варвара Скворчихинская (1890–1966) — одежду не стирала, сама не мылась, не расчёсывалась.
— А помните «гусара-схимника» у Ильфа и Петрова? Ну который в гробу жил и которого клопы начали кусать? Тоже из той же оперы…

Сам Людовик XIV был единственным в Версале, кто имел не мобильные, а стационарные «купальные апартаменты — «appartements de bains», состоявшие из трёх помещений, с тёплой водой.

Эта ванна «короля-солнца» прошла через многие руки, одно время была в собственности Мадам де Помпадур, затем Наполеона. Но новому королю Людовику XV помещения понадобились для своей дочери — Версаль постоянно перестраивался. И «appartements de bains» были разрушены. Сейчас эта ванна стоит в Оранжерее Версаля. Раньше стены ванны украшали фигуры дельфинов и русалок.

Во дворце Марли-ле-Рой, летней и охотничьей резиденции Людовика, также имелись роскошные купальные апартаменты. Планы, чертежи, изображения и список этих и многих других ванных апартаментов эпохи барокко есть в книге Ульрики Киби «Культура купания Востока и Запада. От античности до позднего барокко».

Запах выделений тела при Версале считался дурным тоном. Парфюм использовался, чтобы устранить остававшиеся после смены белья запахи.

Нам бы сейчас показалось, что обитатели 18 века в Версале «смердели». Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни ехал в общественном транспорте рядом с сильно надушенной дамой и задыхался от источаемых ею «ароматов». А теперь представьте, что таких дам возле вас десяток, а помещение закрытое.

Кстати глагол «смердеть» пришёл в русский язык вовсе НЕ из французского, он присутствовал во всех славянских языках задолго до всяких людовиков и парфюмов и также упоминается в русском Евангелии. Он родственен слову «смерд», синониму человека из низов. Слово это со временем стало уничижительным («Как ты смеешь, смерд?»). А так как низы источали не совсем приятные ароматы, то это называлось «смердеть». Увы бедность во всех странах пахнет плохо.

Чистое бельё в ларцах тоже парфюмировали нещадно. Когда открывали ларцы с королевским бельём, впору было упасть в обморок от интенсивности запаха.

Вода вредит здоровью? А как же курорты с целебной водой? Карлсбад (Карловы Вары), Баден-Баден, Бад Ишль, Аахен, Санремо, Бат и прочие бальнеолечебные курорты европейских стран… А если речь уж о Франции, то Франция издавна занимала одно из первых мест в Европе по числу термальных источников и бальнеологических курортов. Виттель, Эвиан-ле-Бен, Экс-ле-Бен, Энген-ле-Бен (бен значит «купальни») — сотни курортов, куда ещё с римских времён богатые и не очень ездили принимать ванны и лечиться от всевозможных недугов. Курорт Бен-ле-Бен в Лотарингии стал популярен благодаря герцогу Леопольду Лотарингскому (1679–1729), он же зять герцога Филиппа Орлеанского, он же свёкр императрицы Марии Терезии.

А знаменитый курорт Виши, который был известен ещё со времен римлян своими термальными источниками, но известным на всю Францию его сделала аристократка Мадам де Севинье, которая после курса ванн в 1676/1677 годах вылечила там свой ревматизм, и после неё туда хлынули толпы знати. А вы говорите «врачи запрещали». Речь-то как раз о временах «короля-солнца». Да народ во все времена врачей слушал вполуха… Вот сейчас врачи твердят, что алкоголь вреден — и что, много среди людей трезвенников? Если какая-то процедура приятная, то человек склонен игнорировать запреты медиков.

Но повторяю: на воды/курорты ездили НЕ МЫТЬСЯ, а ПРИНИМАТЬ ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВАННЫ! То есть врачей не очень-то слушали…

Ванны (в нашем понимании слова) вплоть до начала/середины 18 века во Франции оставались редкостью. Кто всё же принимал ванны, то в большой переносной деревянной бадье. Во французских архивах сохранилось множество инвентарных списков 16-18 века, составленных нотариусами после смерти состоятельных людей. Ванны в этих списках — редкость вплоть до середины 18 века.

Ну а с эпохи правления Людовика XV (начало 18-го века), правнука короля-солнца, начинается мода на ванны и прочие процедуры. У Людовика XV был целый гарем из девстственниц (он боялся венерических болезней). Отбоя от кандидаток в «гарем» не было — девушки из низов приходили сами или матери их приводили с мечтою, чтобы дочка сделала «карьеру» при дворе или хотя бы за богатую награду. Все девушки должны были принимать ванну перед свиданием с королем — тот не переносил «амбре» немытого тела.

Перед французской революцией в Версале было 700 ванн и 2000 «ночных стулов». Так что ванны к концу 18 века по крайней мере у состоятельных и продвинутых слоёв населения прочно вошли в быт. Низы обходились ушатами и тазами.

А вот ещё один бредовый миф… что якобы средневековые города были завалены дерьмом так, что все вынуждены ходить на колодках.

Хотела бы я посмотреть, как можно ковылять по плывущему дерьму или грязи в такой «обуви»! Даже молодым спортивным не всем под силу. Эти туфли носили в Венеции на венецианских карнавалах. Или даже метровые ходули скоморохов приводят в пример в качестве «повседневной обуви» в «грязной» Европе.

Погуглите по словам «Italian chopines», «zoccoli veneziani» — много интересной информации найдете про эту венецианскую историческую обувь — «цокколи».

Не надо забывать, что в Венеции были частые наводнения, ещё и поэтому носили такую обувь. Такие модели — это чисто венецианская обувь.

А про ходули высотой 0,5-1 метра — чушь полная!

А венецианки, турчанки, японки носили такую обувь ради моды, чтобы зрительно ноги удлинялись.

А как насчет обуви японских гейш на платформах? Тоже от дерьма спасались?

Да, БЕССПОРНО, в средневековых городах не было канализации и они были грязными, особенно крупные города. А какие крупные города ДО канализации были чистыми в те времена?

Версаль вообще самый плохой и крайний пример, потому что там было огромное скопление народа (много-много тысяч), чего не было больше ни в одном замке Европы. Отсюда огромные проблемы с логистикой и коммуникациями. Просто Людвик XIV хотел всех придворных и аристократов иметь на виду у себя, чтобы заговоров против него не строили.

Откуда это стремление очернить другие страны и народы, придумывая сущий бред? Ведь, если посмотреть объективно, почти весь мир жил так — особенно если сравнивать населённые пункты одного размера. Верхи получше, низы похуже…

Про вонявший Париж в «Парфюмере» — Зюскинда — конечно, правда! А как ещё мог выглядеть город без канализации? Кто может назвать примеры густонаселенных городов ДО канализации, которые были чистыми? Особенно где кварталы ремесленников и бедноты.

А вы почитайте (например, «Из истории канализации Москвы и Петербурга», как выглядели большие российские города, особенно Петербург ДО постройки канализации… Как в Москве по Тверской в XVII веке текли зловонные ручьи из фекалий, нечистот и помоев, сливаемые каждым жилым двором. Как бойни и кожевенные мануфактуры сливали отходы в Москву-реку и Неглинную (а куда ещё они могли их сливать?), как лошади и повозки на улицах по брюхо утопали в дерьме… В Петербурге было ещё хуже.

Никакого отличия от Парижа в «Парфюмере».

При таком уровне санитарии в старину в Москве частым гостем были всякие «моры», уносившие от четверти до половины населения. В 1771 г. «моровая язва» (эпидемия чумы) унесла в могилу половину москвичей и сопровождалась «чумным бунтом», во время которого был убит архиепископ (статья из «Российского Медицинского Журнала»). От большой чистоты и гигиены, да? А ведь к этому времени во всей Европе чума уже не была массовым явлением.

Так чьи предки были «чище»? Да НИЧЬИ.

О критериях чистоты тела

А про ужасающую антисанитарию, вшей, блох и в деревнях (на примере далеко не самой бедной Тамбовской губернии), про самую высокую в Европе смертность — и это не в какие-то средние века, а в конце 19/начале 20 века — это от большой чистоты, да? Санитарно-гигиенические условия крестьянского быта конца XIX — начала ХХ века.

А ужасающую российскую статистику по сифилису, холере, туберкулёзу и самую высокую в Европе детскую и прочую смертность — в конце 19 века? Это от большой чистоты?

Да какие там средние века, умоляю… Но, конечно, более приятно приводить в пример средние века, где по Европе по привычке всё скрупулёзно запротоколировано, а по России нет никаких документов кроме 2-3 небольших мемуаров путешественников.

Зато 19 век по России прекрасно запротоколирован. И данные такие, что увы… Но к чему вообще это «меряние» чистотой давно умерших предков, доходящее до абсурда? Важно, что есть, а не что было.

Источник: joeck_12
34 4.8 1 1 1 1 1 (34)
Темы история
Добавить комментарий


Защитный код

Статьи